|
|
|
КИТАЙСКОЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» УЖЕ В РОССИИ
Читать другие статьи о спецтехнике
В том, что уже в ближайшее время на российском рынке строительной техники
произойдут значительные подвижки, мало кто сомневается. «Возмутителями
спокойствия» стали китайские производители, прежде ориентированные
преимущественно на внутренние продажи. Сегодня они все активней работают с
зарубежным потребителем.
Хотя у большинства фирм доля экспортных поставок пока составляет не более 10%,
при огромных масштабах производства абсолютные цифры получаются очень
внушительными. О том, сколь они велики, красноречиво свидетельствуют только два
примера: изготовлением башенных кранов в Китае занято более ста (!) заводов; по
меньшей мере шесть заводов собирают по 10 тысяч и более фронтальных погрузчиков
в год, т. е. каждый из них больше, чем все предприятия России и стран СНГ вместе
взятые.
Китайский внутренний рынок, многие годы «подогреваемый» строительным бумом, без
труда «усваивал» нараставший год от года вал продукции. Наконец наступил момент,
когда производителям на этом рынке стало невыносимо тесно, а единственный способ
не мешать друг другу – это увеличить долю экспорта. Сегодня в Тихоокеанском
регионе самые высокие продажи у китайской строительной техники, в больших
количествах ее поставляют в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной
Америки. Идет активное продвижение ряда брендов в страны Евросоюза и США.
Вопреки распространенному заблуждению высокий спрос на сделанные в Китае
строительные машины и оборудование определяется не их низкой ценой которая,
конечно, ниже, чем цены на продукцию европейских компаний, но не в разы, а на
10-20%, а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными
предпосылками. Для страны, вынужденной тратить
огромные средства на закупку важнейших природных ресурсов, было бы
непозволительной роскошью оставаться еще и крупным
|
|
|
импортером оборудования,
поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения. Как известно,
количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже
работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно
конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных
компаний.
Столь же объективны причины более низкой, чем у западных компаний, себестоимости
китайской продукции – дешевая рабочая сила, дешевые кредиты, невысокие
внутренние цены на энергоресурсы, закупка импортных комплектующих по льготным
тарифам (благодаря скидкам за значительные объемы), готовность китайского
производителя работать за гораздо более низкий, нежели у его европейских и
американских коллег, процент прибыли, компенсируя это огромными масштабами
производства.
Залогом максимально эффективного использования плодов китайского «экономического
чуда» на российских стройках является то, что продвижением китайской
строительной техники занялись серьезные российские компании. Перехватив
инициативу у многочисленных «серых» дилеров, пытающихся делать бизнес на
продукции «третьего эшелона» (т. е. рассчитанной исключительно на
внутрикитайское потребление), они сотрудничают напрямую с ведущими
производителями, отбирая среди широчайшей гаммы оборудования наилучшим образом
подходящее для российского потребителя, организуют его сертификацию, создают
инфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России «европейский»
сервис, оказывают информационную поддержку.
На первом этапе наиболее востребованными видами китайской строительной техники в
России будут фронтальные погрузчики грузоподъемностью до 5 тонн, бульдозеры,
грейдеры, дорожные катки для уплотнения грунта, бетононасосы, автокраны,
грузовые самосвалы грузоподъемностью до 20 тонн. Через 3...5 лет при условии,
что сегодняшние экономические условия в России существенно не изменятся,
китайская строительная техника может занять, по самым скромным прогнозам, от 5
до 10% российского рынка.
Журнал «Основные средства» №06/2006
|